ПРИЛОЖЕНИЕ 1
* для примера взят годовой план работы и аналитический отчет учителя-дефектолога ПКПП предложенный в журнале «Спецыяльная адукацыя» №6/2017. Учитель-дефектолог специальной группы, группы интегрированного обучения и воспитания проставляет в плане соответствующие своей работе направления, содержание работы и сроки выполнения.
Карта планирования коррекционного занятия по формированию произносительной стороны речи
Ф. И. воспитанников_______________________________________________
Дата проведения занятий____________________________________________
Тема занятия ______________________________________________________
Задачи:_____________________________________________________________________________________ ______________________________________________
Оборудование и материал: предметные и сюжетные картинки по теме занятия. Артикуляционная гимнастика в картинках. Картинки для постановки и автоматизации звука [ ] ___________________________________________
Ход занятия
- Организационный момент. Установление контакта с ребенком.
- Развитие просодической стороны речи_____________________________
___________________________________________________________________
- Развитие артикуляционной и мимической моторики
Специальный комплекс артикуляционной гимнастики №
- Формирование правильного звукопроизношения:
- Показ и анализ правильной артикуляции__________________________
- Характеристика звука__________________________________________
- Постановка и коррекция звуков _________________________________
- Автоматизация звуков _________________________________________
<sup>(в слогах, в словах, во фразе, в предложениях, в тексте)</sup>
_________________________________________________________________
- Дифференциация звуков________________________________________
_________________________________________________________________
- Введение исправленный звук в самостоятельную речь ______________
_________________________________________________________________
5. Развитие фонематического восприятия _____________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Развитие тонкой моторики рук / координация речи с движением______
пальчиковая гимнастика______________________________________________
физкультминутка ____________________________________________________
7.Формирование слоговой структуры слова___________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Развитие неречевых психических процессов __________________________________________________________________________
9. Подведение итогов занятия _______________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Карта планирования коррекционного занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
Ф. И. воспитанников _______________________________________________
Дата проведения занятий____________________________________________
Тема занятия ______________________________________________________
Задачи:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методы и приемы: наглядные (предметные и сюжетные картинки по теме занятия), дидактические (игры, упражнения), практические (совместные действия), словесные (художественное слово, беседа, рассказ, объяснение).
Оборудование и материал: предметные и сюжетные картинки по теме занятия ____________________________________________________________
Ход занятия
1.Организационный момент. Установление контакта с ребенком.
2. Работа по развитию психологической базы речи: памяти, внимания, мышления: ________________________________________________________
___________________________________________________________________
3.Накопление словаря по лексической теме____________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Работа над словообразованием и словоизменением___________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Развитие грамматических средств языка____________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
6.Развитие связной речи_____________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
7.Развитие тонкой моторики рук / координация речи с движением______
пальчиковая гимнастика______________________________________________
физкультминутка ____________________________________________________
8. Подведение итогов занятия ________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Индивидуальная карта психолого–педагогического обследования
(4-5 лет)
Дата поступления ребёнка в группу________________________________________
Фамилия, имя, отчество_________________________________________________
Возраст_________________________________________________________
Домашний адрес______________________________________________________
Откуда поступил ребёнок______________________________________________
Фамилия, имя, отчество родителей, должность, место работы________________
мать:________________________________________________________________
отец:_________________________________________________________________
Анамнез:
От какой беременности по счёту?_______________________________________
Как протекала беременность и роды _______________________________________
________________________________________________________________________
Когда закричал?__________________________________________________________
Как протекало физическое развитие:
Стал держать голову ___________________ сидеть____________________________
Вставать__________________________ходить_______________________________
Какие заболевания перенёс до года? ________________________________________
Речевое развитие ребёнка:
Гуление________________ лепет________________первые слова_________________
Речь фразой_____________слух_________________зрение______________________
Темп__________________голос_________________дыхание_____________________
________________________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций:
Контактность:__________________________________________________________
Эмоционально – волевая сфера:___________________________________________
________________________________________________________________________
Работоспособность:______________________________________________________
Обучаемость. Использование помощи (во время обследования):___________________________
Исследование состояния моторной сферы:_________________________________
________________________________________________________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Подвижность_________________прикус_______________ нёбо________________
Зубы___________________язык__________________губы______________________
Внимание:
Состояние слухового внимания:
Дифференциация звучащих игрушек:____________________________________________________
Восприятие и воспроизведение ритма:____________________________________________________
Память:
Скорость запоминания ________________________________________________________________
Объём запоминания _________________________________________________________________
Точность воспроизведения _____________________________________________________________
Мышление:
Обследование операций обобщения_________________________________________
Обследование операции сериации:___________________________________________
Восприятие: исследование зрительного восприятия:
(красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный; круг, квадрат, овал, треугольник)
Восприятие цвета:_________________________________________________________
Показ цветов: _________________________________________________________
Восприятие формы: _______________________________________________________
Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:
Ориентировка в пространстве:__________________________________________________________
(вверху, внизу, впереди, сзади)__________________________________________________________
Ориентировка в схеме тела: __________________________________________________________
(правая, левая рука, нога) __________________________________________________________
Складывание картинок из частей________________________________________________________
(2-4 части) _________________________________________________________
Складывание фигур из палочек по образцу________________________________________________
Состояние звукопроизношения:
Воспроизведение звукоподражаний (с опорой на картинки)__________________
С |
Сь |
З |
Зь |
Ц |
Ш |
Ж |
Ч |
Щ |
Л |
Ль |
Й |
Р |
Рь |
Х |
Ф |
Б |
Д |
Т |
Г |
К |
С |
Сь |
З |
Зь |
Ц |
Ш |
Ж |
Ч |
Щ |
Л |
Ль |
Й |
Р |
Рь |
Х |
Ф |
Б |
Д |
Т |
Г |
К |
С |
Сь |
З |
Зь |
Ц |
Ш |
Ж |
Ч |
Щ |
Л |
Ль |
Й |
Р |
Рь |
Х |
Ф |
Б |
Д |
Т |
Г |
К |
Состояние фонематического восприятия
Повторение слогов с оппозиционными звуками:
п-б |
к-г |
т-д |
м-б |
в-к |
н-нь |
п-б |
к-г |
т-д |
м-б |
в-к |
н-нь |
п-б |
к-г |
т-д |
м-б |
в-к |
н-нь |
Дифференциация оппозиционных звуков не смешанных и смешиваемых в произношении (показать картинки)
Дом - дым |
|||
Мышка - мишка |
|||
Уточка - удочка |
|||
Миска - мишка |
|||
Коса - коза |
|||
Малина - Марина |
Состояние фонематического анализа и синтеза
Выделение звука /р/ в слове
майка |
|||
шапка |
|||
пирамидка |
|||
рыба |
|||
корова |
|||
лимон |
Воспроизведение звукослоговой структуры слова
кот |
|||
вода |
|||
мост |
|||
спина |
|||
тропинка |
Исследование состояния импресивной речи:
Понимание обращённой речи:_______________________________________________
Пассивный словарь:_______________________________________________________
Понимание инструкций:___________________________________________________
Понимание различных форм словоизменения (показать по картинкам)
Дифференциация единственного и множественного числа:
Кот-коты |
|||||
Машина - |
|||||
Кукла - |
|||||
Окно - |
|||||
Лист - |
|||||
Дифференциация предложно-падежных конструкций:
Кошка в домике |
|||
Кошка на крыше |
|||
Бабочка над цветком |
|||
Мышка под грибком |
Дифференциация существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами:
Дом - домик |
|||
Ложка - |
|||
Ведро - |
Дифференциация глаголов с различными приставками:
Мальчик выходит из дома |
|||
Мальчик переходит улицу |
|||
Мальчик подходит к дому |
Понимание предложений:
Девочка поздравляет мальчика. Мальчик поздравляет девочку. Что в руках у девочки? Что в руках у мальчика? |
Исследование состояния экспресивной речи:
Исследование коммуникативной функции речи и способов реализации речевых в процессе диалога:
Как тебя зовут?____________________Сколько тебе лет?________________________
Где ты живёшь?____________________Как зовут маму, папу?___________________
Кто тебя привёл в детский сад?___________Какие у тебя есть любимые игрушки?______________
Состояние активного словаря
(достаточный; соответствует возрастной норме; в пределах обихода; беден; резко ограничен)
- Номинативный словарь
Назвать существительные по темам, обобщить (назвать одним словом)
игрушки |
|||
посуда |
|||
одежда |
|||
обувь |
Назвать части тела и предметов (по картинкам)
Ноги, руки, голова, глаза, уши. |
|||
Стул: спинка, сиденье, ножки |
|||
Машина: кузов, колёса |
- Предикативный словарь
Ответы на вопросы по картинкам
ест |
|||
спит |
|||
играют |
|||
летит |
|||
плавают |
|||
едут |
- Атрибутивный словарь
Назвать предъявленные цвета, форму (с опорой на картинки)
красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный |
|||
круглый, квадратный |
- Состояние словоизменения
Употребление имён существительных в И. п., ед. и мн. числа
(образовать по аналогии)
Стол - столы |
|||
Рот - |
|||
Кукла - |
|||
Рука - |
|||
Окно - |
Согласование прилагательных с существительными ед. числа
(назвать по картинкам)
Красный мяч |
|||
Синий шар |
|||
Жёлтое ведро |
Употребление числительных 2 и 5 с существительными
(назвать по картинкам)
кот |
|||
машина |
Употребление предложно – падежных конструкций
(Ответы на вопросы по картинкам)
На столе |
|||
В корзине |
|||
Над цветком |
|||
Под грибком |
- Состояние словообразования
Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (назвать по картинкам)
Стол - столик |
|||
Чашка - |
|||
Кукла - |
Образование названий детёнышей животных
У кошки -котёнок |
|||
У лисы - |
|||
У утки - |
|||
У слона - |
Состояние связной речи:____________________________________________
___________________________________________________________________
Пересказ текста из нескольких предложений
Котёнок. У Кати жил котёнок. Катя любила котёнка. Она поила котёнка молоком. Котёнок любил играть с Катей.
Образец детской речи:________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение_________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Направление работы_______________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата______________________ учитель – дефектолог___________________
Индивидуальная карта психолого–педагогического обследования
(5-6 лет)
Дата поступления ребёнка в группу________________________________________
Фамилия, имя, отчество_________________________________________________
Возраст_________________________________________________________
Домашний адрес______________________________________________________
Откуда поступил ребёнок______________________________________________
Фамилия, имя, отчество родителей, должность, место работы________________
мать:________________________________________________________________
отец:_________________________________________________________________
Анамнез:
От какой беременности по счёту?_______________________________________
Как протекала беременность и роды _______________________________________
________________________________________________________________________
Когда закричал?__________________________________________________________
Как протекало физическое развитие:
Как держал головку ___________________ сидеть____________________________
Вставать__________________________ходить_______________________________
Какие заболевания перенёс до года? ________________________________________
Речевое развитие ребёнка:
Гуление________________ лепет________________первые слова_________________
Речь фразой_____________слух_________________зрение______________________
Темп__________________голос_________________дыхание_____________________
________________________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций:
Контактность:__________________________________________________________
Эмоционально – волевая сфера:___________________________________________
________________________________________________________________________
Работоспособность:______________________________________________________
Обучаемость. Использование помощи (во время обследования):___________________________
Исследование состояния моторной сферы:_________________________________
________________________________________________________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Подвижность_________________ прикус_______________ нёбо________________
Зубы___________________язык__________________губы______________________
Внимание:
Состояние слухового внимания:
Дифференциация звучащих игрушек:
Восприятие и воспроизведение ритма:
Память:
Скорость запоминания
Объём запоминания
Точность воспроизведения
Мышление:
Обследование операций обобщения_________________________________________
Обследование операции сериации:___________________________________________
Восприятие: исследование зрительного восприятия:
(красный, оранжевый, жёлтый, голубой, синий, зелёный, белый, чёрный; круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник)
Восприятие цвета:
Показ цветов:
Восприятие формы:
Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиза:
Ориентировка в пространстве:
(вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа)
Ориентировка в схеме тела:
правый, левый (ухо, глаз)
Складывание картинок из частей
(3 - 5 частей)
Складывание фигур из палочек по образцу
Состояние звукопроизношения:Воспроизведение звукоподражаний (с опорой на картинки)__________________
С |
Сь |
З |
Зь |
Ц |
Ш |
Ж |
Ч |
Щ |
Л |
Ль |
Й |
Р |
Рь |
Х |
Ф |
Б |
Д |
Т |
Г |
К |
С |
Сь |
З |
Зь |
Ц |
Ш |
Ж |
Ч |
Щ |
Л |
Ль |
Й |
Р |
Рь |
Х |
Ф |
Б |
Д |
Т |
Г |
К |
С |
Сь |
З |
Зь |
Ц |
Ш |
Ж |
Ч |
Щ |
Л |
Ль |
Й |
Р |
Рь |
Х |
Ф |
Б |
Д |
Т |
Г |
К |
Состояние фонематического восприятия
Повторение слогов с оппозиционными звуками:
п-б-п |
к-г-к |
т-д-т |
с-з-с |
ш-ж-ш |
ть-т-ть |
п-б-п |
к-г-к |
т-д-т |
с-з-с |
ш-ж-ш |
ть-т-ть |
п-б-п |
к-г-к |
т-д-т |
с-з-с |
ш-ж-ш |
ть-т-ть |
Дифференциация оппозиционных звуков не смешанных и смешиваемых в произношении (показать картинки)
Трава - дрова |
|||
Почка - бочка |
|||
Корка - горка |
|||
Сук - зуб |
|||
Сайка - чайка |
|||
Галка - галька |
Состояние фонематического анализа и синтеза
Выделение начального ударного гласного, конечного согласного, начального согласного из слов
астра |
|||
осень |
|||
улей |
|||
иглы |
|||
кот |
|||
сук |
|||
вода |
|||
дом |
Воспроизведение звукослоговой структуры слова, предложения
самолёт |
|||
скворец |
|||
фотограф |
|||
микстура |
|||
парашютист |
|||
Сестрёнка развешивает простыни. |
|||
Парашютисты готовятся к прыжку. |
Исследование состояния импресивной речи:
Понимание обращённой речи:_______________________________________________
Пассивный словарь:_______________________________________________________
Понимание инструкций:___________________________________________________
Понимание различных форм словоизменения (показать по картинкам)
Дифференциация единственного и множественного числа:
Медведь- медведи |
|||||
Дерево - |
|||||
Кукла - |
|||||
Стул - |
|||||
Лист - |
|||||
Дифференциация предложно-падежных конструкций:
Ёлочка перед домом |
|||
Кошка за домом |
|||
Бабочка на цветке |
|||
Бабочка около цветка |
|||
Дифференциация существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами:
Стол - столик |
|||
Кровать - |
|||
Окно - |
Дифференциация глаголов с различными приставками:
Птичка вылетает из клетки |
|||
Птичка подлетает к клетке |
|||
Птичка залетает в клетку |
Понимание предложений:
Мальчик убегает от щенка. Щенок убегает от мальчика. Что щенок хочет отнять у мальчика? |
Исследование состояния экспресивной речи:
Исследование коммуникативной функции речи и способов реализации речевых в процессе диалога:
Как тебя зовут?____________________ Сколько тебе лет?________________________
Где ты живёшь?____________________ Как зовут маму, папу?___________________
Кто тебя привёл в детский сад?___________ Какие у тебя есть любимые игрушки?______________
Состояние активного словаря
(достаточный; соответствует возрастной норме; в пределах обихода; беден; резко ограничен)
- Номинативный словарь
Назвать существительные по темам, обобщить (назвать одним словом)
мебель |
|||
овощи |
|||
фрукты |
|||
транспорт |
Назвать части тела и предметов (по картинкам)
Нос, рот, шея, живот, грудь |
|||
Рукав, воротник, пуговица |
|||
Кабина машины, руль |
- Предикативный словарь
Ответы на вопросы по картинкам
летают |
|||
плавают |
|||
ползает |
|||
прыгает |
|||
лает |
|||
кукарекает |
- Атрибутивный словарь
Назвать предъявленные цвета, форму (с опорой на картинки)
красный, оранжевый жёлтый, синий, голубой, зелёный, белый, чёрный |
|||
Круглое, квадратное, треугольная, овальный |
- Состояние словоизменения
Употребление имён существительных в И. п., ед. и мн. числа
(образовать по аналогии)
Кот - коты |
|||
Лев - |
|||
Река - |
|||
Ухо - |
|||
Кольцо - |
Согласование прилагательных с существительными ед. числа
(назвать по картинкам)
Оранжевый апельсин- |
|||
Голубая бабочка- |
|||
Белое блюдце |
Употребление числительных 2 и 5 с существительными (назвать по картинкам)
мяч |
||||
роза |
||||
окно |
||||
Употребление предложно – падежных конструкций
(Ответы на вопросы по картинкам)
На дереве |
|||
За забором |
|||
Перед домом |
|||
Около дома |
- Состояние словообразования
Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (назвать по картинкам)
Забор - заборчик |
||||
Сапог - |
||||
Кровать - |
||||
Лента - |
||||
Ведро - |
||||
Окно - |
||||
Образование названий детёнышей животных
У зайца - зайчонок |
|||
У волка - |
|||
У белки - |
|||
У козы - |
Состояние связной речи:____________________________________________
Пересказ текста из нескольких предложений
Рыбалка.: Илюша собрался на рыбалку. Он выкопал червей, взял удочку и пошёл к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
Образец речи:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение_________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Направление работы_______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата______________________ учитель – дефектолог________________