Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Методические рекомендации педагогам и специалистам по коррекционной работе с детьми и подростками ТМНР

Дата: 19 ноября 2021 в 09:51, Обновлено 19 ноября 2021 в 10:05

<font face="Times New Roman CYR"><font size="6">Методические рекомендации</font></font>

<font face="Times New Roman CYR, serif"><font size="6"><font style="font-size: 22pt;">педагогам и специалистам </font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="6"><font style="font-size: 22pt;">по коррекционной</font></font></font><font face="Times New Roman CYR, serif"><font size="6"><font style="font-size: 22pt;">  работе с детьми и подростками ТМНР </font></font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Работая с детьми с ограниченными возможностями, нужно иметь определенные навыки:</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">- умение создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка;</font></font>

<font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">- умение установить контакт с ребенком. Это возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное – положительного эмоционального настроя.</font></font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Различные виды арттерапии рождают у человека новые креативные потребности и способы их удовлетворения, таким образом осуществляется психокоррекция человека ( создание творческого продукта). Музыкальная терапия (МТ) — один из видов арттерапии. </font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Чтобы вывести ребёнка из того или иного эмоционального состояния, ему необходимо сначала </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">дать</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> прослушать мелодии, созвучные его настроению, а затем, постепенно сменить характер музыки, в соответствии с желаемой переменой. Хорошо слушать музыку, передающую картины природы в аудиозаписи: </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Морской прибой», «Звуки леса», «Рассвет в лесу», «Шум дождя», «Журчание ручья» и др.. </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Обеспечивает снятие напряжения, отвлечение от психотравмирующей ситуации и «</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">живое</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">» исполнение педагога колыбельных песен и молитв. Наблюдения показывают, что 8-10 целенаправленных музыкотерапевтических занятий позволяют получить значительное улучшение психоэмоционального состояния человека. Для достижения оптимальных результатов занятий музыкотерапии нужно, чтобы ребенок сам активно действовал (пел, играл на музыкальном инструменте, воплощал музыку в движениях). Музыкальный материал подбирается согласно возрастному составу детей и в зависимости от тяжести дефекта. Также в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ используется широкий спектр музыкальных инструментов и видов музыки, которые воздействуют на различные функции организма. Например, при слабой мелкой моторике пальцев используются клавишные инструменты (фортепиано); для координации движений – металлофон, треугольник, маракасы. Для снятия стресса, при эмоциональных проблемах или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка – прослушивание музыки для релаксации, а также записей шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.). За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. У них появляется песенный репертуар, который можно расширять в дальнейшем. Они способны не только пассивно слушать музыку, но и исполнять, создавать ее – петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Самой главной для них является потребность в общении друг с другом и с окружающими их взрослыми. Мажорная музыка вызывает светлое, радостное настроение у детей, воздействуя на малоподвижного ребенка, лишенного мышечной активности, приводит мышцы в тонус, заставляя его двигаться. Минорная же музыка, наоборот, является прекрасным успокоительным средством для гиперактивных, неспокойных, раздражительных детей, помогает им успокоиться, расслабиться. </font></font><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Прослушивание музыки стимулирует воспитанника к созданию собственного творения, так как сопряжено с эмоциональнообразной сферой. Уникальность реабилитационного воздействия музыки состоит в способности объединять людей и делать их чище, добрее, совершеннее, нравственнее. Групповая музыкотерапия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыкотерапия применяется также и индивидуально и является средством, способным помочь детям с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь познать свое «Я», </font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">дает возможность творческой самореализации и активного взаимодействия в социуме</font></font><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">. </font></font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Музыкальная терапия подразделяется на два вида: музыкопсихотерапия и музыкосоматерапия. Целью музыкосоматерапии является лечебное воздействие музыки на тело человека (этим занимаются специалисты врачи). А целью и задачей музыкопсихотерапии является коррекция и нормализация психоэмоционального состояния посредством восприятия музыки, путем выхода человека из отрицательных переживаний, наполнения его положительными эмоциями, реконструирования его эмоционального состояния (могут заниматься подготовленные педагоги и психологи). </font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Музыкальная терапия используется в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения, речи, ЗПР, умственной отсталостью, ДЦП, которые имеют эмоционально-личностные проблемы, тревожны, конфликтны. Занятия с категорией детей с ОВЗ и ТМНР направлены на:</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">- моделирование эмоционального состояния;</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">- очищение;</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">- выход посредством восприятия музыки из психотравмирующей ситуации.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Для этого необходимо, чтобы музыка оказала положительный эффект. </font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Пассивная (рецептивная) музыкотерапия. </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Участие ребенка относительно активное в непосредственном действии.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Активная музыкотерапия.</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> Активное включение ребенка в творческий процесс посредством пения, дирижирования и игры на воображаемых музыкальных инструментах. Непосредственное участие самого ребенка в музыкальной деятельности дает возможность выразить себя, свое эмоциональное состояние пением или движением. Это приводит к разрешению внутреннего конфликта, и как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния, к регуляции функций организма.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Интегративная музыкотерапия.</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> Синтез рецептивной и активной МТ, где происходит соединение музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Восприятие музыки в сочетании с активизацией зрительных образов отвлекает детей от переживаний, помогает увидеть красоту окружающего мира, которая из-за переживаний остается незамеченной. Органическое сочетание двух способов восприятия (интегративная МТ) дает более сильный психокоррекционный эффект. </font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Интегративная музыкотерапия имеет два вида: </font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">музыкоцветотерапия</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> — восприятие музыки в сочетании с цветом (например, духовные песнопения в Церкви среди икон, горящих свечей, мозаики и росписи храма);</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">музыкоизотерапия</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> — «изображение» музыки в рисунке (цветными карандашами, красками).</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Методические приемы музыкотерапии.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Рецептивная</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">(пассивная МТ)</font></font>

  1. <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Активная МТ</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Интегративная МТ</font></font>

  1. <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Натуральная и изобрази-тельная наглядность –только </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">наглядный метод</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Рассказ, беседа, объяснение -</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">словесные методы. </font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Практический показ (напр., вокалотерапия)</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">— наглядный метод.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Выполнение упражнения, контроль - </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">практические методы.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">словесный метод,</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">наглядный метод,</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">практический метод.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Форма организации деятельности детей (проведения занятий): </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">индивидуальная, групповая форма (3-5 человек).</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Форма выражения музыкального восприятия: </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">музыкальных снов (дремание, спокойное состояние), музыкально-образная (в рисунке), смена эмоционального состояния.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">I</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">. Классический вариант музыкотерапевтического коррекционного занятия.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Подготовить ребенка к восприятию музыки.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Предложить сесть в удобной для него позе на стуле или коврике, расслабиться, сосредоточиться на музыкальном «рассказе».</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Музыкальный рассказ.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Помочь ребенку «шагнуть» из видимого мира нашей жизни в другой, невидимый духовный мир, мир святых, мир красок «настроений». В небольшом, предваряющем слушание рассказе педагог-психолог настраивает ребенка на восприятие определенной образной музыкальной картинки. </font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Слушание музыки. </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Мелодии уводят ребенка от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира. Хорошо слушать различные музыкальные жанры и записи колокольных звонов и звуков природы. Можно слушать, а можно рисовать под музыку, рассматривать художественные произведения (иллюстрации).</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Заключительная беседа. </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">После прослушивания определенного жанра музыки в разговоре с ребенком педагог:</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">- выясняет, что «видел», «чувствовал», «представлял» под музыку или какую бы нарисовал картину под эту музыку;</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">- обсуждает нарисованные творческие работы на данную музыкальную тему;</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">- предлагает выбрать из раздаточного материала картинки, сходные по настроению с прослушанной музыкой (фото, рисунки, картины, иллюстрации по жанрам музыки, например: колокольные звоны, церковь; вокальное пение — поле, монахи, хористы, классическая музыка и звуки природы — изображение природы- море, солнце, облака, рыбки и т.</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">п.).</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Через 8-10 таких коррекционных занятий наблюдается значительное улучшение психоэмоционального состояния ребенка.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">II</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">. Коррекционное занятие в форме «МОДЕЛИРОВАНИЕ» эмоционального состояния (регуляция, повышение эмоционального тонуса или снятие психоэмоционального возбуждения).</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Чтобы вывести ребенка из того или иного эмоционального состояния, ему необходимо:</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">сначала дать прослушать мелодии, созвучные его настроению,</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">затем постепенно сменить характер музыки в соответствии с желаемой переменой (при этом выбираются в первую очередь мелодии с отчетливым ритмом).</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">III</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">. Коррекционное занятие в форме прослушивания музыки</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">в </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">ЖИВОМ ИСПОЛНЕНИИ</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">».</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Ребенку можно предложить «войти» в образ исполнителя и представить, что он играет на музыкальном инструменте (скрипке, фортепиано), дирижирует оркестром или поет и дирижирует. Важно, чтобы разрядка внутреннего переживания проявлялась во внешнем движении (дирижирование обеими руками или с палочкой, «игра» пальцами на воображаемых клавишах, плавное вождение смычком по струнам во время прослушивания музыкального момента).</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Пример коррекционного музыкального занятия.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Подготовка к занятию.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Молитва общая перед занятием «Царю Небесный».</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Настрой (в небольшом рассказе) на восприятие конкретного музыкального эпизода (например, рассказ про церковь, которая стоит на берегу у красивой, голубой реки, а вокруг поют птицы …).</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Слушание музыки или звуков природы — это пассивная МТ;</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">занятие в форме «живого исполнения» (например, представить себя ветром (подуть) или птицей (прощебетать) — это активная МТ;</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">или «изображение» музыки в рисунке — это интегративная МТ.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Подведение итога занятия.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Молитва по окончании занятия «Достойно есть».</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Рекомендуемые аудиозаписи:</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Колокольные звоны;</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">многоголосный хор (смешанный, женский, мужской);</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">одноголосные песнопения знаменного распева (монотонное пение);</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">некоторые образцы классической музыки;</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">звучание русского оркестра народных инструментов, русские народные песни;</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">колыбельные;</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">гусли;</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">звуки природы (пение птиц, журчание ручья, шум моря и водопада, мурлыканье кошки, шум дождя, и т. п.);</font></font>

  • <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">музыкальный цикл «Малыш в лесу» (сочетание звуков природы с классической музыкой).</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Таким образом, коррекционно-развивающиезанятия по музыкальной терапии направленны не только на развитие музыкального восприятия и приобщению воспитанников к вокальному искусству, но и на обеспечение и развитие сенсомоторных интеллектуальных реакций. </font></font><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Через творческое восприятие мира, через соприкосновение с лучшими образцами классической и духовной музыки, через освоение искусства церковного пения происходит социальная и эмоциональная адаптация, процесс развития духовно-нравственного потенциала личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья.</font></font></font>

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.