Проблемы взаимодействия педагога с ребенком, имеющим ТМНР и пути их решения
Проблемы взаимодействия педагога с ребенком, имеющим ТМНР и пути их решения
Проблема |
Сущность проблемы |
Пути её решения |
Отсутствие опыта и единой методики работы с детьми имеющими ТМНР |
Долгое время дети с ТМНР считались не обучаемыми. Методология работы с такими детьми до сих пор на этапе разработок, апробирования, поиска. В силу разнородности дефекта нет единой методики работы с ТМНР, необходим поиск и подбор соответствующий образовательным возможностям в каждом конкретном случае. Отсутствие опыта может вызывать у педагога непонимание ситуации, раздражение, неприятие, напряжение. |
Консультации у специалистов с опытом работы, в т.ч. с помощью интернет технологий. Общение и разбор ситуации на специализированных форумах. Посещение открытых занятий. Участие в конкурсах соответствующей тематики. Специализированные курсы. |
Консерватизм |
Педагоги со стажем, уже отработали свои приёмы, методы, методики работы, выработали свой стиль, накопили базу разработок. Их работа отложена до мелочей, они нацелены на результат. Ребенок с ТМНР нарушает привычный уклад работы, что может вызывать раздражение, неприятие и отторжение. |
Необходима внутренняя установка и настрой: « Я сильный педагог, достигший успеха в одной области. Теперь мне дана возможность освоить нечто новое и более сложное. Я смогу. |
Психологический дискомфорт |
Причинами дискомфорта могут быть как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы: гиперсинзетивность ребенка, его физиологические уродства, саливация, навязчивые движения, вскрики, истерики, мутизм, агрессивность. Внутренние факторы: личные страхи и убеждения, инстинкт самосохранения, фрустрация. |
Если внутренние убеждения невозможно изменить пониманием и знаниями дефектологии, то лучше отказаться от работы с таким ребёнком. Ибо эти дети очень чутко чувствуют отношение к ним, насилием над собой педагог нанесёт серьёзный психологический вред такому ребёнку. |
Сложные взаимоотношения с родителями |
К сожалению, большинство семей воспитывающих ребенка с ТМНР – неполные. Все трудности по уходу, воспитанию, лечению возложены на одного родителя. Хроническая усталость, постоянная утомленность, систематическое пребывание в стрессовой ситуации, замкнутость в пространстве и возможностях - существенно влияют на характер и взаимоотношения с другими людьми. Не исключены: потребительство, убеждённость в привилегиях, завышенная самооценка. |
Понимание ситуации, спокойный тон общения, поддержка. Нужно дать родителям возможность увидеть в педагоге союзника и соратника. Больше общайтесь, хвалите ребёнка за каждый маленький успех, выражайте свою веру в ребёнка. |
Стигматизация |
Стигматизация – стереотипные негативные представления и убеждения о психически больных. Стигматизация – это не только проблема педагога, это – базовое чувство и общемировая проблема, нет ни одной страны, где бы мы не сталкивались со стигматизаций. |
Расширение уровня позитивной информативности в области психических заболеваний. Повышение психиатрической грамотности. |
Скептицизм |
Неверие в возможности и способности ребенка с ТМНР быть самостоятельным в будущем. |
Чтение историй и знакомство с реальными семьями, где есть достигнутые результаты. |